Статистика и эксперты

Рейтинг лучших брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место по надежности! Лучший выбор для новичков.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3 место! Хороший выбор для опытных трейдеров.

Росстат отозвал удивившие Орешкина данные о росте промышленности

Накануне Росстат сообщил, что рост российской промышленности в апреле составил 4,9%, что является максимумом за два года. Из статистики следовало, что в прошлом месяце выросли практически все отрасли, а добыча газа резко прибавила 16%.

Опубликованные данные удивили экспертов: столь значительный и резкий рост противоречил замедлению экономики на 0,5% в годовом выражении, о котором Росстат сообщил на прошлой неделе. В частности, специалисты указали на расхождение данных Росстата о добыче газа со сведениями, которые предоставило профильное предприятие «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса» (ЦДУ ТЭК): оно заявило о приросте лишь в 3,5%, писал «Коммерсант». Газета добавила, что подобные «странности статистики газовой отрасли» неформально обсуждали в правительстве. Опрошенные «Коммерсантом» и «Ведомостями« специалисты также называли статистику Росстата «странной» и полагали, что реальный рост промышленности в прошлом месяце без учета календарного и газового фактора составил от 2,1% до 3,6%.

Удивление выкладками Росстат высказал сегодня и министр экономического развития Максим Орешкин: «Понятно, что там в общей цифре роста — это не такое большое изменение, даже без этих данных рост был бы больше 3% по этому показателю. Здесь будем ждать только объяснение от Росстата», — отметил министр (цитата по ТАСС). Позже он заявил, что «ключевой задачей для Росстата является качество данных, такие ошибки недопустимы» (цитата по «РИА Новости»).

Спустя почти два часа после первого заявления Орешкина Росстат объявил, что отзывает опубликованные в среду данные. Ведомство утверждает в сообщении, поступившем в редакцию, что получило ошибочные сведения об объемах добычи газа от одной из добывающих компаний в Ямало-Ненецком автономном округе. Росстат добавил, что проводит в связи с ситуацией внутреннее расследование.

Ведомство уже скорректировало данные, но цифры изменились незначительно: рост промышленности в апреле составил 4,6% вместо 4,9%. А вот добычу газа «сократили» заметно: согласно новым данным, она выросла лишь на 2,6% вместо 16%, то есть, оказалась даже ниже оценок ЦДУ ТЭК.

Депутаты обвинили Росстат в подтасовке данных

Бюджетный комитет Госдумы хочет отстранить Минэкономразвития от официальной статистики

Глава Думского бюджетного комитета Андрей Макаров нашел много несостыковок у данных Росстата Минэкономразвития. Фото с официального сайта Государственной думы РФ

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров поднял вопрос об обратном переподчинении Росстата правительству. Сейчас он находится в ведении Минэкономразвития (МЭР). Депутаты заподозрили официальный статистический орган в подгонке данных. Сомнения вызвали показатели по росту зарплат и динамике ВВП. Если тезис о «подгонке данных» окажется верным, тогда это, возможно, многое объяснит: почему доходы населения падают на фоне растущих зарплат, почему в прошлом году экономический рост ускорялся вопреки ухудшению деловой активности. Некоторые эксперты уверяют: на их памяти «это первый случай в истории, когда Дума ставит под сомнение официальные данные Росстата по росту экономики».

В России разразился новый статистический скандал. Данные Росстата теперь вызвали вопросы не только у независимых экспертов и аудиторов, но и у представителей комитета Госдумы по бюджету и налогам, от которого напрямую зависит судьба главного финансового документа страны – федерального бюджета.

В конце минувшей недели в ходе обсуждения отчета об исполнении федерального бюджета за 2020 год глава комитета Андрей Макаров фактически дезавуировал данные Росстата и предложил вернуть это ведомство в подчинение напрямую правительству, выведя его из сферы влияния Минэкономразвития.

Самые надежные платформы для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место по надежности! Лучший выбор для новичков.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3 место! Хороший выбор для опытных трейдеров.

В частности, как сообщил Макаров, в ходе анализа отчета об исполнении бюджета «увидели разницу» между данными по фонду оплаты труда у Федеральной налоговой службы и Росстата. «Если берем с вами эти данные, мы увидим, что по итогам 2020 года, по данным Минэкономразвития, рост фонда оплаты труда составил 11,3%, а вот по данным формы НДФЛ-2, то есть фактическое исполнение, – 8,3%», – приводит слова депутата агентство ТАСС.

Почему возникают такие нестыковки? «Потому что, оказывается, данные статистики, которые берутся за основу в Минэкономразвития, – берутся не из фактических данных, а из опроса предпринимателей и потом переноса этого вопроса на всю страну», – пояснил Макаров.

Депутат сообщил, что в течение 2020 года этот показатель в прогнозе Минэкономразвития менялся пять раз. «Это тот случай, когда мы видим с вами: идет подгонка под другие показатели вот этого конкретного показателя статистики», – считает он.

Макаров также напомнил, что данные об экономическом росте за 2020 год были «вдруг», «совершенно неожиданно» пересмотрены в сторону увеличения. «Мы попросили, когда комитет рассматривал, чтобы Минэкономразвития представило нам пофакторный анализ роста на 2,3%. Сегодня идет пленарное заседание Госдумы, эти цифры нам так и не представлены», – цитирует депутата агентство Интерфакс.

«Поэтому пока, в данном случае, могу констатировать только одно: этот рост с точки зрения его обоснованности означает передачу управления статистикой Минэкономразвития», – сообщил глава комитета.

В итоге, как считает Макаров, нужно «поднять статус Росстата и вернуть его под управление непосредственно правительству, чтобы никакое ведомство не могло использовать эти данные для достижения своих целей». Как уточняют информагентства, спикер Госдумы Вячеслав Володин позднее предложил «послушать Макарова в отношении показателей, которые подгоняют».

Напомним, с 2008 по 2020 год Росстат находился в ведении Минэкономразвития, затем он был передан в подчинение правительства, после чего в апреле 2020-го его снова перевели указом президента в ведение Минэкономразвития. Как уточнялось, это было сделано с целью совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета.

Кстати, накануне последнего переподчинения Росстата глава МЭР Максим Орешкин выступал с критикой статданных, называя их нерепрезентативными. И теперь пришел черед министерства Орешкина получить свою порцию убийственной критики.

«На моей памяти это первый случай в истории, когда Дума ставит под сомнение официальные данные Росстата по росту экономики», – прокомментировал ситуацию в Telegram-канале MMI директор аналитического департамента «Локо-инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в МЭР).

По его мнению, «выведение Росстата из-под Минэкономразвития действительно назревший вопрос». «У меня на эту тему два основных аргумента, – сообщил Тремасов. – Первое. Скоро уже три года, как Росстат под Минэкономразвития. Никаких изменений к лучшему в российской статистике мы не увидели. Напротив, адекватность статистики вызывает все больше вопросов». Второй аргумент – как предполагает Тремасов, МЭР все больше становится заложником «своих сверхоптимистичных прогнозов»: «Конфликт интересов обостряется».

Счетная палата тоже выступила за пересмотр статуса Росстата. Он «должен быть независимым от органов, которые планируют экономическую политику», призывал глава Счетной палаты Алексей Кудрин. «Здесь есть конфликт интересов, – пояснял в июне Кудрин. – Я раньше спокойнее к этому относился, но сегодня все-таки более уверен, что нужно выводить из-под Минэкономразвития Росстат».

Максим Орешкин тогда не согласился: конфликта интересов, по его словам, нет. «У нас выстроена система «китайских стен» с отсутствием каких-либо контактов, систем доступа и какого-либо влияния на работу с точки зрения формирования статистики», – уверял министр (см. «НГ» от 06.06.19).

Если тезис про «подгонку данных» оправдается, то это, возможно, многое объяснит. Например, один из главных вопросов к официальным отчетам – почему доходы населения падают на фоне роста зарплат. По Росстату, в первом полугодии 2020-го номинальные зарплаты в РФ выросли в годовом выражении на 7%, в реальном выражении (с учетом инфляции) рост составил 1,8%. Реальные располагаемые доходы населения при этом сократились – даже по новой методологии – за тот же период на 1,3%.

К слову, о «сверхоптимистичных прогнозах». Буквально только что министр уверил, что доходы населения «начнут расти в годовом выражении уже во втором полугодии этого года». «У нас сейчас резко снижается инфляция. Плюс как эффект реальные зарплаты серьезно поднимаются. В этом году мы во втором полугодии должны показать цифры больше 1%. Но в наших планах и прогнозах темп роста – 2% в год», – заявил Орешкин в интервью каналу «Россия 1» по поводу динамики доходов населения.

Кроме того, у экспертов вызывало сомнения зафиксированное в прошлом году ускорение экономического роста. «Росстат подтвердил рост ВВП в 2020 году на 2,3%. Годовая оценка, свидетельствующая об ускорении роста с 1,6 до 2,3%, выглядит абсолютно несуразной на фоне того, что PMI Composite (композитный индекс деловой активности. – «НГ») был на 2 пункта ниже уровня 2020 года», – сообщал в апреле Кирилл Тремасов.

Некоторые опрошенные «НГ» эксперты, однако, замечают: доверие к данным официальной статистики не зависит от того, кому именно подчинена федеральная служба. «К достоверности и соответствию действительности претензии были и до переподчинения Росстата Минэкономразвития», – напоминает аналитик компании «Алор» Алексей Антонов.

По его словам, вовсе не обязательно, что высокопоставленные критики, которые в разное время ставили под сомнение данные Росстата, действительно озабочены достоверностью статистики. Возможно, более насущный вопрос для них – на кого переложить бремя ответственности за то, что в стране пока не происходит заметных социально-экономических улучшений. «Росстат становится удобной мишенью для критики, – уточняет эксперт. – Поскольку значительно проще все списать на ошибки в расчетах».

Как сказал «НГ» гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, начинать новую перестройку статистического органа – это значит парализовать работу Росстата: «Пожалейте статистику». При этом эксперт уточнил, что мнение одного депутата, пусть даже главы комитета, это еще не мнение всей Думы.

«В международном статистическом сообществе реноме Росстата очень высоко. Наша статистика работает на основании международных рекомендаций», – добавил Журавлев. «За плечами Росстата стоит десятилетиями формируемая методология сбора и анализа данных. Качество информации, предоставляемой Росстатом, регулярно проверяется как экспертами Международного валютного фонда, так и Организацией экономического сотрудничества и развития, – соглашается доцент Российского экономического университета Ольга Лебединская. – Да, методики постепенно меняются: меняются подходы к анализу и сбору данных, формируются массовые базы данных, которые становятся основой анализа big data, но эти изменения не делают методику сбора данных примитивней».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Новый глава Росстата: систему статистики ждет реформа, а Росстат — модернизация

Павел Малков в первом интервью в новой должности рассказал о своем видении текущих проблем в статистике и стоящих перед службой задачах

Москва. 24 декабря. INTERFAX.RU — Главой Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в понедельник был назначен 38-летний Павел Малков, возглавлявший до этого департамент госуправления в Минэкономразвития. В своем первом интервью в новой должности Павел Малков рассказал «Интерфаксу» о своем видении текущих проблем в статистике, стоящих перед службой задачах и путях их решения.

— Вы стали первым руководителем Росстата, который сделал карьеру вне стен этого ведомства. Какие основные задачи вы ставите перед собой на ближайшие несколько лет с точки зрения развития статистики?

— Мы выделяем три ключевых блока работы. Первый — реформа самой системы статистики. Сюда входит повышение качества собираемых данных и качества аналитики, увеличение скорости выдачи результатов расчетов, применение современных способов и методов обработки информации, в том числе с использованием данных из альтернативных источников.

Второй блок — это реформа системы отчетности. Не секрет, что с каждым годом собирается все больше разных отчетов, которые ложатся тяжелым грузом на плечи бизнеса и государственных учреждений. Наша задача — снизить эту нагрузку и привести систему отчетности к единым стандартам.

И третье направление работы, отдельный большой проект — проведение Всероссийской переписи населения в 2020 году.

Начинать работу необходимо с аудита возможностей службы и выстраивания диалога с потребителями наших данных — со всеми, кто работает с официальной статистической информацией.

— Вы сказали про повышение качества и скорости сбора статистики. За счет чего вы собираетесь это сделать?

— В первую очередь, за счет отказа от бумажной отчетности и перехода к электронному взаимодействию. И самое главное — новые методы анализа собранной информации. Сейчас, хотя данные в основном существуют в электронном виде, анализ во многом производится старыми методами. Наша задача — использовать весь спектр возможностей, которые предоставляют современные технологии.

— Нужно ли, на ваш взгляд, для решения этих задач реформировать сам Росстат?

— Я бы говорил скорее про усиление и развитие службы: усиление кадрового потенциала, развитие системы подготовки кадров, модернизацию IT-инфраструктуры, оптимизацию внутренних процессов, внедрение новых методов управления.

Правильнее называть это не реформой, а модернизацией Росстата с использованием всех наработок, которые созданы внутри службы.

— Когда Росстат переподчинили Минэкономразвития, некоторые эксперты говорили о том, что возможен определенный конфликт интересов: с одной стороны министерство отвечает за цифры прогноза, с другой — в его ведении находится ведомство, которое считает и выдает официальные цифры. Как вы считаете, обоснованы такие опасения?

— Надо четко понимать, что Минэкономразвития является таким же участником статистического процесса, как и несколько десятков других федеральных ведомств. Никаких дополнительных полномочий в части подготовки официальной статистики у Минэкономразвития по отношению к Росстату нет.

При этом, напротив, я говорил бы про усиление Росстата, если он выступает единым фронтом вместе с Минэкономразвития при отстаивании значимых для отрасли законодательных инициатив.

Предстоит серьезная совместная работа по всем поставленным задачам, в том числе, например, в проекте по снижению нагрузки на бизнес по предоставлению отчетности. Предлагаемые решения затронут интересы большого количества федеральных органов власти, и отстаивать их вместе с Минэкономразвития будет намного проще.

— Работая в Минэкономразвития, вы, естественно, получали данные Росстата и работали с ними как обычный потребитель. Были у вас ли какие-то претензии к статистике Росстата с точки зрения пользователя?

— Возникали вопросы по отдельным цифрам, но обычно нам удавалось совместно разобраться с ними.

Чего на самом деле не хватало? Не хватало скорости реагирования системы статистики на новые задачи. В условиях цифровой экономики растет потребность в новых данных, в точной аналитике, и Росстат зачастую не готов оперативно отрабатывать возникающие запросы.

Поэтому так важно наладить переговоры со всеми потребителями данных и научиться реагировать на их потребности.

— Давайте поговорим о качестве статистики. Можно навскидку назвать несколько макропоказателей, к которым у экспертов постоянно возникают вопросы как по методике подсчета, так и по самим цифрам — это и инвестиции, и торговля, и промпроизводство, и реальные доходы населения. На ваш взгляд, что здесь можно сделать, как повысить у профессиональных аналитиков доверие к этим статистическим данным?

— Я вижу здесь два основных направления работы. Первое — информационная открытость. Сейчас эксперты зачастую не понимают, как получаются финальные цифры. Необходимо рассказывать и показывать, как считаются показатели, раскрывать подробные методики.

Второе — организация площадки для экспертной работы. Максим Станиславович Орешкин (глава Минэкономразвития — ИФ) поддержал необходимость создания научно-методического совета Росстата. Наша задача — предоставить площадку, на которой эксперты смогут высказывать свое мнение и участвовать в разработке методологии.

— Как будет формироваться этот совет?

— В совет войдут специалисты высокого уровня, признанные эксперты в сфере экономики и макростатистики, и именно там будут приниматься наиболее важные решения.

Также планируется создать рабочую группу, в которую войдут специалисты, готовые отдавать этому вопросу больше своего времени. На этой же площадке будут представлены органы власти, на ней будут обсуждаться их потребности. Именно здесь должны вырабатываться практические решения.

— Иногда бывают случаи, когда профессиональные аналитики просто не могут объяснить данные Росстата по тому или иному макропоказателю, так как они не бьются с предыдущей динамикой или не соответствуют косвенным показателям, или цифры по смежным показателям не бьются между собой. Как получить от Росстата обратную связь в таких ситуациях?

— Сегодня специалисты Росстата действуют по официальным утвержденным методикам. Как правило, полученные цифры соответствуют этим методикам.

Но если не погружаться в методологию, то значения некоторых показателей могут вызывать вопросы.

Почему так получается? Не всегда понятна методика расчета, по названию показателя не получается понять, как он рассчитывался и что характеризует. Необходимо налаживать диалог, рассказывать о результатах, о том, как получилась та или иная цифра.

А с другой стороны, Росстату действительно необходимо наращивать компетенции в сфере анализа данных. Необходим качественный переход от статистики к аналитике, важно научиться работать с данными, научиться объяснять их, научиться рассказывать про результаты своих исследований на понятном каждому потребителю языке.

— Вы объяснили, как будете работать с профессиональным сообществом аналитиков и экспертов. Есть еще и другая проблема — недоверие к статистике со стороны обычных людей. Когда мы говорим, что инфляция 4%, то мало кто из людей в это верит. И объяснение, что эта цифра посчитана по утвержденной методологии, доверия у людей не повышает. Как повысить доверие к статистике именно обычных людей?

— Тут может быть только один ответ. Нужно выучиться понятно разговаривать с потребителями данных. С профессиональным сообществом — на языке науки, с органами власти — на отраслевых диалектах, с населением — на понятном каждому языке. В целом доверие к системе статистики — это результат долгой и кропотливой работы по налаживанию такого диалога.

— Чтобы повысить значимость макростатистики — особенно для финансового рынка, в развитых странах уже в начале года публикуют на весь год вперед анонсы публикации важнейших статистических показателей с точностью до дня, и даже с точностью до минуты. В Росстате также есть система анонсов, но с очень большими допущениями: по той или иной публикации может быть плюс-минус один день, да и конкретный час публикации может смещаться. Есть ли планы сделать так, чтобы уже в начале года все пользователи статистики знали — в какой день и час будет опубликован тот или иной доклад?

— Точный анонс на год — это не самоцель, а результат комплекса мер, которые мы планируем реализовать: современные технологии обработки информации, регламентация внутренних процессов и т.п. Это позволит выйти на четкие планы опубликования результатов статистических работ.

— Одна из важнейших задач ведомства — проведение Всероссийской переписи населения, следующая пройдет в 2020 году. Вы будете заново инициировать вопрос обязательного участия граждан в переписи?

— Не готов давать окончательную оценку по этому вопросу. Нужно серьезно все обсудить, взвесить положительные и отрицательные эффекты.

Наличие в законе обязанности по участию в переписи вряд ли позволит кардинально увеличить количество людей, которые примут в ней участие. В то же время это может вызвать определенное социальное недовольство.

Поэтому нужно еще раз внимательно оценить последствия и только после этого принимать решение.

— Вы лично для себя ставите какой-то KPI или для Росстата в целом?

— Единый показатель эффективности сейчас выделить невозможно. Можно сказать, что общий KPI будет выражаться в исполнении тех достаточно амбициозных целей и задач, которые мы ставим перед собой.

Брокеры бинарных опционов на русском языке:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место по надежности! Лучший выбор для новичков.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3 место! Хороший выбор для опытных трейдеров.

Добавить комментарий