Метод шести шляп

Рейтинг лучших брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место по надежности! Лучший выбор для новичков.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3 место! Хороший выбор для опытных трейдеров.

Мастер-класс «Метод «шести шляп мышления» Эдварда де Боно»
материал

Представление метода «шести шляп мышления» на конкурсе «Учитель года — 2020»

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_fuks_uchitel_goda.docx 27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель года – 2020

Фукс Ольга Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Майская СОШ

Мастер-класс «Шесть шляп мышления»

(по методу Эдварда де Боно)

Сомнение порождает поиск.

Поиск порождает желание.

Желание порождает действие.

Действие порождает надежду.

Надежда порождает уверенность.

Уверенность порождает результат.

Вы когда-нибудь дома замечали, что готовите обед, ищете пропавшую вещь, общаетесь с домочадцами, моете посуду и прибираетесь, разговаривая при этом по телефону, – и все это одновременно?

Вы когда-нибудь на работе замечали, что отвечаете на звонок мобильного телефона, отрываете электронную почту, отвечаете на вопрос коллеги, сверяетесь с расписанием – и все это одновременно?

Часто мы делаем нечто подобное и в нашем мышлении. Мы удерживаем в уме информацию, пытаясь при этом следовать логике. Мы даём волю эмоциям, при этом стараясь быть конструктивными. И одновременно с этим мы рождаем новые идеи, даём волю творчеству. В результате одновременно происходит довольно много всего.

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. В проекционном телевизоре три цвета смешиваются на экране, и получается разноцветная картинка.

Сегодня Вашему вниманию я представляю разработанный в 80-е гг. XX века англичанином Эдвардом де Боно метод шести шляп, в основу которого заложена идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Метод «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на любом этапе урока любой предметной области. Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета нельзя надеть или снять так быстро и легко.

Кроме того, шляпы указывают на роль. Солдаты носят специальные каски. Милиционеры носят фуражки, судьи носят особые головные уборы. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает, учимся думать в заданном направлении. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник. В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Цифры. Непредвзятость.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.

Желтая Шляпа. Позитивное суждение. Преимущества. Оптимистическое видение, поиск позитива в информации.

Черная Шляпа . Негативное суждение. Осторожность. Оценка. Критика. Правда ли это? Что здесь неправильно? Где подвох? В чём проблема?

Зеленая Шляпа. Творчество. Новые идеи. Возможные предложения. Альтернативный выход.

Синяя Шляпа. Организация процесса и координация действий. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Цель использования метода на уроках:

  • Развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.
  • Активизация познавательной деятельности обучающихся на творческой основе.
  • Обесп е чение максимального включения школьников в учебную деятельность.
  • Реализация принципа сотрудничества на уроке.

В одной стране жил старик-шляпник. Заказов у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца делить наследство. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами. Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, выбравший белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат в красной шляпе стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат в зелёной шляпе, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Материалом для работы будет миниатюра из цикла стихотворений в прозе «Крохотки» Александра Исаевича Солженицына «Вязовое бревно».

Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую.

Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!

  1. Участник в белой шляпе – аналитик, он будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации , которой мы обладаем: факты и цифры.

Вы определите тему данного текста. (о чём говорится в тексте?)

Определите жанр произведения. (стихотворение в прозе, эссе, басня, притча).

Определите стиль текста (художественный, разговорный, официально-деловой) и тип речи (повествование, описание, рассуждение).

  1. Участник в жёлтой шляпе – оптимист, он будет искать только всё самое хорошее. Даже если в истории нет на первый взгляд ничего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
  2. Участник в чёрной шляпе – пессимист, он попытается предостеречь нас от возможных рисков и опасностей. Черная шляпа — полная противоположность желтой. Побудьте немного пессимистом.

Вы будете формулировать проблемы, волнующие автора? Актуальны ли эти проблемы в современном мире?

4. Участник в красной шляпе – тонко чувствующий человек, он опишет чувства при чтении. Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и интуиции . Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, агрессия, удивление, страх, негодование, восхищение и т. д.. Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние.

5. Участник в зелёной шляпе – творческий человек, он попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложит нам креативные идеи.

Может быть, мы уже сейчас знаем решение проблем, предложенных автором?

6. Участник в синей шляпе – это координатор, дирижёр оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить сделать общие выводы. Этим участником буду я и за собой оставляю последнее слово.

На выполнение работы даётся 5 минут.

Учитель: Пока идёт работа в группе, я хочу поработать с залом. Выше было сказано, что данный метод хорош для любого предмета и класса. На примере простой (в скобках добавлю – на первый взгляд) сказки «Колобок» опробуем метод шести шляп мышления.

ВЫВОД (Выступление коллег от каждой группы. 1-2 минуты на каждую группу) :

Ведущий. А теперь послушайте окончание притчи.

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги!

Применение метода на этапе РЕФЛЕКСИИ:

Белая: На мой взгляд, больше всего удалось….. (факты, информация).

Красная: Меня удивило….. (эмоции, интуиция).

Чёрная: Я думаю, что ……. (критика, оценка).

Жёлтая: Для меня было открытием то, что………….. (логический позитив, оптимизм).

Зелёная: На будущее я учту…………. (креатив, новая идея).

Синяя: Я могу похвалить за….. (обобщение).

ВЫВОД: Метод «Шести шляп мышления» позволяет отстраниться от ситуации принятия решения и посмотреть на происходящее с другой стороны. Особенно он эффективен для людей, склонных мыслить узко. Применение данной методики в школе даёт возможность не только передавать обучающимся сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать критическое мышление, способность к адекватной самооценке, умение соотносить свои интересы с интересами других.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эта яркая презентация подарит всем ребятам, начинающим изучать английский язык, рождественнское настроение и возможность самим исполнить самую популярную рождественскую песню.

Разработка интегрированного урока (немецкий язык — музыка — ИЗО — драматизация) в форме витруального путешествия по небольшому, но очень известному городу Германии с богатой и непростой историей. Ребя.

Данная методика позволяет достаточно продуктивно организовать учебный процесс. Суть данного метода заключается в том,что все участники работают над поставленной задачей в едином ключе, заданном цветом.

Цель методаНаучить людей лучше понимать особенности своего мышления,контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного исп.

Формирование и развитие способности детей к творчеству.

laquo;Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать .

Проведение ретроспективы по методу шести шляп

В следующие несколько абзацев хочу поделиться не так давно случившимся у меня опытом проведения ретроспективы по методу шести шляп. Метод шести шляп (англ. Six Thinking Hats) — метод организации мышления, помогает взглянуть на проблему с разных сторон, а также одна из разновидностей мозгового штурма при работе в команде.

Интересно будет тем, кто ищет новые способы проведения ретроспектив, кто интересуется командной работой, подходами к принятию решений и генерации идей.

Цель текста — рассказать, что такой метод есть, на основе простого примера показать, как его можно использовать для организации ретроспективы; вызвать интерес у читателя для дальнейшего самостоятельного изучения этого метода.

Вместо вступления

Идея использования метода шести шляп для проведения ретроспективы возникла, когда я искала интересные варианты проведения ретроспективы для студентов-разработчиков: перед ребятами стояла задача сделать студенческий портал, спринт = 1 неделя, в конце недели — ретроспектива на одну пару (пара — 1.5 часа). Очень хотелось организовать пару в таком формате, чтобы заинтересовать даже тех, кто не принимает активного участия в непосредственной разработке, и тех, у кого сам процесс разработки портала не вызвал какого-то воодушевления. Ещё одно из немаловажных условий — поделиться знанием, которое в дальнейшем ребята могли бы использовать в том числе в своей повседневной жизни (как оказалось, никто из присутствующих до пары об этом методе не слышал).

Что такое метод шести шляп

О методе шести шляп достаточно много написано в самых различных источниках и применительно к решению самых разнообразных задач. Ниже я лишь вкратце расскажу, что это такое.

Метод шести шляп — это метод организации мышления, один и популярных способов проведения мозгового штурма.

Не секрет, что человеческое мышление очень хаотично: тут и эмоции вперемешку со здравым смыслом, и интуиция, и факты. А что, если в следующий раз, когда нужно будет принять решение или сгенерировать идею, последовательно применять: факты; чувства; критическое мышление; позитивный взгляд на проблему; творческое мышление? Если говорить в контексте метода — примерить каждую из шести шляп: белую (информация и факты), красную (эмоции и чувства), чёрную (критическое суждение), жёлтую (оптимистичность), зелёную (креативность). Ещё есть синяя шляпа — в ней осуществляется обсуждение организации процесса последовательной «примерки» шляп (более подробно можно прочитать, например, в статье на Википедии — там отлично расписана каждая из шести шляп и приведены примеры).

Круто, а как это поможет при проведении ретроспективы?

В самом незамысловатом понимании Ретроспектива — встреча с командой проекта по завершению спринта с целью обсуждения этого самого спринта, его результатов: классические «Что было хорошо?», «Какие были проблемы», «Какие идеи по улучшению?», «Что запланировали на следующий спринт?». Т.е. нужно озвучить и осознать командой проблемы, с которыми команда столкнулась во время спринта, отметить позитивные моменты, придумать, как эффективно жить дальше, при этом очень важно, чтобы ни один член команды в стороне от обсуждения не остался.

И круто взглянуть и на прошедший спринт с разных позиций и по возможности не упустить ничего важного. Не слукавлю, если скажу, что ретроспектива — это ещё и возможность сплотить команду. И метод шести шляп может стать эффективным инструментом во всём этом.

Например, расскажу, как это происходило у нас. В первую очередь очень важно было, чтобы ребята не забывали, какова цель нашей встречи. Для этого, например, можно перед глазами поместить план ретроспективы:

Всё это — основные цели проведения ретроспективы (взято отсюда).

Ну а метод шести шляп — это то, что поможет этой цели достигнуть, и тут самое время объяснить команде, что это такое — этот метод, и зачем оно нам нужно. Здесь, я думаю, достаточно ограничиться сжатым объяснением на минуты 4 с краткими простыми примерами (понятнее, чем при непосредственном погружении в ретроспективу по методу шести шляп, всё равно на этом этапе сделать не получится). Чтобы информация не потерялась в головах и дальше не тратилось время на вопросы, можно повесить перед глазами простую шпаргалку, например:

После того, как у команды есть общее представление о методе, самое время погрузиться в него, и начать с синей шляпы.

Синяя шляпа = управление

Как я уже отметила выше, синяя шляпа — организация и обсуждение процесса, в нашем случае ретроспективы. В контексте аджаила синяя шляпа — шляпа скрам-мастера на время всей ретроспективы (именно он организует процесс обсуждения и следит за его последовательностью и эффективностью).

На этом шаге нужно рассказать, как сегодня будет проходить ретроспектива по методу, например: команда поочерёдно примерит каждую из шляп, это поможет взглянуть под разным углом на основные вопросы ретроспективы (те, что на картинке выше). При этом очень важно ограничить по времени пребывание в каждой из шляп (на сколько — зависит от того, какая продолжительность ретроспективы запланирована изначально) — так команда успеет обсудить важное и не успеет погрузиться в ненужные дебри. Ну не забыть оставить время на подведение итогов.

Важно, чтобы вся полученная на ретроспективе информация была зафиксирована, а при использовании метода шести шляп, ещё и структурирована. С этой целью я вывела на маркерную достку слайд:

— предполагается, что все озвученные мысли будут записываться под каждой из шляп (в зависимости от того, в какой шляпе мысль была сгенерирована).

Белая шляпа = информция и факты

Здесь каждый озвучивает факты о текущем спринте, например:

  • Мы не успели сделать такую-то и такую-то задачи,
  • Показ прошёл хорошо, заказчик остался доволен,
  • Коля (Петя, Каюм) был перекинут на фронтэнд, т.к. ребята не успевали.

Факты должны быть объективные, могут быть как положительные, так и негативные — важно отделять их друг от друга.

Красная шляпа = эмоции и чувства

В этой шляпе участники команды озвучивают свои чувства от прошедшего спринта, демонстрируют эмоции (важно при этом, чтобы не было переходов на личности). Как и факты, эмоции и чувства могут быть как позитивные, как и негативные, но главное, чётко сформулированные.

Тут можно бросить взор на уже зафиксированные факты и критиковать их (объективно критиковать). Например,

  • Если бы при планировании задач были учтены навыки исполнителей, то мы бы не потратили время на попытки обучить Петю работе с системой сборки,
  • Если бы качество юзкейсов было выше, то не было бы потрачено столько времени на попытки разобраться (при этом должно быть обозначено, что такое «качество юзкейсов выше»!),

и т.д.

Жёлтая шляпа = оптимистичность

В этой шляпе мы выделяем позитивные моменты: что было хорошего в спринте («По итогу спринта команда отлично сработалась», «Петя, оказывается, крутой фронтенщик! Очень помог нам с такой-то задачей», «Показ прошёл здорово, мы молодцы»), что будет хорошего («С таким фронтенщиком как Петя. » — ну вы поняли).

Зелёная шляпа = креативность

Самые надежные платформы для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место по надежности! Лучший выбор для новичков.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3 место! Хороший выбор для опытных трейдеров.

К этому этапу у команды уже зафиксированы факты о работе во время спринта, выделены минусы и плюсы. Самое время взглянуть на всё это ещё раз: как избежать озвученных минусов в следующем спринте? Как не растерять и использовать плюсы в следующем спринте? Здесь мы генерируем и фиксируем идеи того, как улучшить работу команды на следующий спринт.

По результатам проведения ретроспективы у команды должен быть план улучшений на следующий спринт — он формируется из того, что было нагенерировано в зелёной шляпе. О том, как должен выглядеть план улучшений по результатам ретроспективы, писать не буду — в рамках этой статьи такой задачи не стоит.

Вместо заключения

Выше — небольшое описание того, как можно провести ретроспективу по методу шести шляп. Надеюсь, что статья помогла открыть что-то новое для себя и/или структурировать существующее восприятие. Не было целью рассказать, что такое ретроспектива, и даже цели написать инструкцию, как проводить ретроспективу по методу шести шляп не стояло, просто хотелось рассказать, что бывает ещё вот так — знайте это и используйте это знание. Крутых и занимательных ретроспектив вам 🙂

Метод «6 шляп мышления» Эдварда де Боно: основные принципы, примеры

В человеке все должно быть гармонично: тело, внутренний мир, мышление. К сожалению, порой, одна из этих составляющих дает сбой, и тогда появляется усталость, недовольство собой и окружающим миром, творческий кризис, невозможность долго концентрироваться на одном занятии и доводить дело до конца.

Выдающийся психолог 20 столетия Эдвард де Боно и его метод

Часто с подобной проблемой сталкиваются люди творческих профессий. Решением этой проблемы, в свое время вплотную занялся писатель и психолог, англичанин по происхождению – Эдвард де Боно.

Будущий эксперт в области креативного мышления родился в 1933 году. Учился в Оксфорде, Трините колледже, Кембридже и Университете Данди. Имеет степень магистра в психологии, степень доктора наука в медицине и степень доктора в области юриспруденции.

Де Боно является автором таких признанных бестселлеров, как «Использование нестандартного мышления», «Рождение новой идеи», «Нестандартное мышление: креативность шаг за шагом».

В 80-х годах выходит книга «Шесть шляп мышления». В ней очень доступно описываются принципы мышления, отображенные в человеческом мозге.

Метод «6 шляп» – один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. В книге идет речь о вспомогательных приемах, позволяющих структурировать коллективную, персональную мыслительную деятельность, и сделать ее максимально продуктивной.

А в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи.

Принцип метода шести шляп

Основой метода автора книги, является принцип параллельного мышления. Как известно, то или иное суждение вытекает из споров и дискуссий. Такой подход не гарантирует правдивость и достоверность утверждения, одержавшего верх в процессе полемики. Обычно выигрывает тот, кто более красноречиво доказывает свое мнение.

При параллельном (критическом) мышлении методы противостояния не применяются: идеи, суждения, и различные подходы существуют и принимаются, но не сталкиваются и не взаимоисключают друг друга.

Критическое суждение – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который позволяет рассмотреть существующую проблему под разными углами для нахождения правильного решения. Характеризуется высокой степенью восприятия и объективным подходом к информации, которая находится в распоряжении.

Что влияет на принятие решения

Множество факторов влияет на человека в процессе принятия того или иного решения. Метод «6 шляп» позволяет справиться с основными факторами, которые оказывают воздействие на человека в момент выбора.

  1. Эмоции. Сильные эмоции способны на время отключить трезвое мышление, и определить все дальнейшие действия человека, следуя эмоциональной составляющей.
  2. Растерянность – непременный спутник в решении какой-либо новой задачей, с которой человек ранее не сталкивался. Она присутствует и при нахождении ответов на многоуровневые задачи.
  3. Путаница. Множество противоречащих друг другу мнений, большой объем информации, стремление быть логичными и последовательными, совмещение всего этого с высокой степенью креативности не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод «Шесть шляп мышления» позволяет преодолеть вышеуказанные трудности с помощью разделения процесса мышления на 6 разных режимов, каждый из которых соответствует в этом методе шляпе определенного цвета. Подобное мышление позволяет развить сосредоточенность, и умение анализировать проблему с разных сторон по очереди.

Шляпы, которые думают

  1. Белая шляпа мышления. Надевая шляпу белого цвета, необходимо концентрироваться на всех данных, которые имеются: это факты и числа. А также нужно подумать о, возможно, недостающей информации, и способах восполнения таких пробелов.
  2. Красная шляпа – это шляпа эмоций. Пребывая в этом режиме, можно поддаться эмоциям. Человек должен быть честным с самим собой, или с другими собеседниками, если речь идет о групповом обсуждении. Все должны делиться своими переживаниями, страхами, радостью при анализе того, или иного решения. Тут не надо бояться негативных эмоций, так как они, наравне с позитивными, играют свою роль в принятии нужного решения.
  3. Следующая шляпа отвечает за оптимистичность. Желтая шляпа подразумевает только позитивный настрой. Надевая ее, необходимо определить положительные аспекты каждого из решений или идей. Даже если обсуждаемый вариант, казалось бы, не сулит ничего хорошего, важно проработать именно скрытые выгодные ресурсы.
  4. Полной противоположностью желтой шляпе является черная. Здесь уже надо задуматься над скрытыми угрозами, таящимися в каждом решении. Какие подводные камни ожидают человека при таком, или ином варианте событий. Каковы будут потери, и можно ли их избежать? Будет несложно представить себя пессимистом, ведь в каждом решении всегда присутствует доля негативных явлений.

Кому подходит данный метод?

Шесть шляп мышления хорошо зарекомендовали себя при любом виде мыслительной деятельности. В личном плане, метод хорошо помогает в написании резюме или делового письма, решения сложных жизненных ситуаций, планирования важных мероприятий.

В группе, метод имеет много общего с мозговым штурмом. Он также эффективен при решении спорных и конфликтных ситуаций.

Метод «6 шляп» давно применяют ведущие международные компании.

Преимущества метода «6 шляп»

  1. Мыслительная деятельность для большинства людей представляется весьма скучным занятием. Но данная система способна завлечь и сделать этот процесс своеобразным экспериментом, по завершении которого проблемы, как и не бывало.
  2. Метод позволяет проработать задачу со всех сторон, уделяя внимание таким важным сторонам, как эмоции, анализ положительных и негативных аспектов, генерация новых идей.
  3. Система «6 шляп» позволяет отбросить все ложные утверждения, которые раньше воспринимались всерьез.
  4. Можно сгладить спор с оппонентом, показав с помощью метода, неправильность его утверждений. А также человек получит шанс высказаться и поделиться своими соображениями. Метод шляп значительно упрощает поиск верных решений.
  5. Система позволяет замкнутым и стеснительным людям проявить себя в общем обсуждении. Им не стоит стесняться своих мыслей, даже когда они не совпадают со мнением окружающих. Получается, что они говорят под влиянием одной из шляп, а не от себя.
  6. Благодаря структурированию всего процесса, исключающим пустую болтовню, мышление становится целевым, логичным и сконцентрированным.
  7. Из-за того, что противоположные точки зрения не конфликтуют, а существуют одновременно, рождаются новые уникальные и интересные идеи.
  8. Используя метод, человек учится концентрировать свое внимание, а также переключать его с одного вида информации на другой.
  9. По мнению Эдварда де Боно, его метод способен влиять на баланс нейромедиаторов в головном мозге.
  10. Главной сложностью в освоении метода «6 шляп» является сама технология системы. Чтобы ее освоить потребуется какое-то время. К тому же гораздо быстрее научиться понять систему, работая в одиночку, нежели в группе.
  11. Мало кто из руководителей отечественных мероприятий, готовы внедрять подобные новшества, а тем более объяснить коллективу все принципы новшеств.
  12. Чтобы вдохновить коллектив на освоение метода шести шляп, потребуется значительное красноречие, и терпение. Многие люди могут не согласиться участвовать в проекте такого рода, считая его детским, или бесполезной тратой времени.

Минусы метода Эдварда де Боно

  • Главным минусом, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп. Т. е. для того, чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять, необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать намного сложнее.
  • Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества — задача не простая. Большинство отечественных предприятий не готовы внедрять новшества в работу компании, требующие личной вовлеченности.
  • Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя никакие шляпы на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т. е. синей шляпы).

Как это работает

Книга «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно приводит рекомендации по воплощению системы в реальность. При коллективном использовании метода, необходимо наличие модератора, который будет руководить всем процессом.

Ведущий записывает на бумаге «показания» каждой из шляп, суммируя в конце все результаты.

Рассмотрим более детально, как выглядит метод «6 шляп мышления».

  • Ведущий вкратце знакомит всех участников с задачей каждой из шляп, далее озвучивается проблема, ради решения которой все и затеялось. Например: «Фирма-конкурент предложила сотрудничество в области… Какие предложения?»
  • Далее все участники примеряют белую шляпу, и по очереди делятся своими рассуждениями, согласно концепции шляпы.
  • Необязательно соблюдать четкую последовательность шляп, однако некая последовательность необходима.
  • Можно использовать такой порядок: в белой шляпе собираются все данные о предмете обсуждения (числа, статистика, условия).
  • Далее следует примерить шляпу черного цвета, и посмотреть на ситуацию с пессимистической стороны, стоит попытаться увидеть ложку дегтя, даже если кажется, что все отлично.
  • Надев желтую шляпу, встаньте на позитивный образ мышления.
  • Пребывая в зеленой шляпе, каждый участник сессии выдвигает новые, альтернативные идеи. Творческое мышление должно работать на максимум. Новые идеи снова анализируются с позитивных и негативных сторон.
  • Не стоит забывать периодически выпускать пар в красной шляпе. Данную шляпу надевают редко и на короткий промежуток времени, не более 30 секунд.
  • В завершении общей работы, модератор подводит итоги. В обязанности модератора также входит контролировать, чтобы в процессе обсуждения все надевали одинаковые шляпы, и не путались в суждениях.

Можно работать и по другой схеме. Пусть каждый из участников наденет шляпы разных цветов, при этом важно, чтобы цвет противоречил персональным качествам человека. Например, пессимист надевает черную шляпу, и наоборот, молчун примеряет зеленую, красная шляпа украсит голову уравновешенного участника проекта. Таким образом, все участвующие смогут раскрыть свой потенциал.

Преимущество отдается первому способу, так как он позволяет избежать путаницы среди участников сессии.

Интеллект-карта как дополнение к методу шести шляп

Работая с помощью метода шести шляп, желательно использовать интеллектуальную карту. Что это такое? Это представление любого события или идеи в систематизированном, графическом виде. Она позволяет проследить и выявить все смысловые и причинно-следственные связи между рассматриваемыми объектами и понятиями.

Такая карта позволяет разложить всю информацию по полочкам, не тратя времени на лишнюю, абсолютно ненужную информацию, как это часто бывает при словесном изложении сути задачи.

По сути, интеллект-карта – наглядное изображение работы человеческого мозга. Он состоит из нейронов и их отростков, которые соединены между собой нейронными отростками. Каждый образ и мысль стимулируют тот или иной нейронный сегмент. Карты представляются как изображения сложных мыслительных связей, которые помогают мозгу упорядочить явления и объекты.

Главная цель создания подобных карт – навести порядок в голове, структурируя, всю известную по этому делу, информацию. Это позволит составить полноценную картину, и взглянуть на нее под разными ракурсами. Интеллект – карты позволяют лучше оперировать данными, и способствуют большей свободе мысли.

Метод шести шляп Эдварда де Боно в комплекте с интеллект-картами, широко используются предпринимателями, дизайнерами, учеными, преподавателями, и представителями других профессий. Многие успешные люди на Западе признают, что часто прибегают к этому методу.

Применение метода в школьной программе

Метод де Бона применяется в школах, в частности в Европе, Америке, некоторых Азиатских странах начиная с начальных классов.

Метод «6 шляп мышления» в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Данная технология интересует преподавательский состав, благодаря следующим результатам.

  1. Дети быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач.
  2. Информация служит лишь отправной точкой, но никак не конечной. Это вспомогательный инструмент на пути к появлению уникального решения как для простых, так и для трудных задач.
  3. Благодаря методу, довольно скучный учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и позволяет находить альтернативные решения даже весьма нестандартных вопросов. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы.
  4. Школьники учатся убедительно аргументировать свои доводы, используя разумные доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные).

Ученики применяют критическое мышление во многих видах учебной деятельности, в том числе и в письменной работе. В данном случае, учитель может прочесть ход мыслей ученика, его процесс мышления, и оценить верность его выводов.

Дети любят работать по методу 6 шляп, потому что он позволяет не только найти ответы на поставленные вопросы, но и интересно провести время.

Критическое мышление доступно ученикам как в старшей школе, так и в младшей. Для юных учеников, освоить его будет в каком-то смысле даже легче. Параллельное мышление предполагает некую долю скептицизма и сомнения в общепринятых истинах. Также оно позволяет выработать собственную точку зрения и уметь отстоять ее.

Технология параллельного (критического) мышления располагает многими способами, которые применяются в последовательной реализации каждого этапа учебного процесса. Метод шести шляп – один из самых действенных способов научиться критически мыслить.

Брокеры бинарных опционов на русском языке:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место по надежности! Лучший выбор для новичков.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    3 место! Хороший выбор для опытных трейдеров.

Добавить комментарий